Тема 2: Профилактическое обслуживание ПК

Профилактическое обслуживание персональных компьютеров. Процедура поиска и устранение неполадок на ПК

Цель работы

Сформировать умения по проведению мероприятий профилактического обслуживания ПК, поиску/устранению основных неисправностей.

Задание

Провести профилактическое обслуживание персонального компьютера, провести диагностирование и тестирование ПК при помощи диагностических программ общего и специального назначения.

Оснащение работы

Техническое задание, ПК, набор инструментов для сборки/разборки ПК, комплектующие для проведения технического обслуживания, SiSoft Sandra Lite, Memtest86, Nokia monitor test, CPU-Z.

Профилактическое обслуживание ПК

Прогресс: 25%
Основные сведения о профилактическом обслуживании

Профилактическое обслуживание представляет собой ряд мероприятий, направленных на поддержание заданного технического состояния ПК в течение определенного промежутка времени и продление её технического ресурса.

Профилактические мероприятия, проводимые на ПК, можно разделить на две группы:

  • Активные - операции, основная цель которых - продлить срок безотказной службы компьютера.
  • Пассивные - меры, направленные на защиту компьютера от внешних неблагоприятных воздействий.
Методы активного профилактического обслуживания
1
Резервное копирование системы

Один из основных этапов профилактического обслуживания - резервное копирование системы. Эта операция позволяет восстановить работоспособность системы при фатальном аппаратном сбое.

2
Чистка

Один из наиболее важных элементов профилактического обслуживания – регулярные и тщательные чистки. Пыль, оседающая внутри компьютера, может стать причиной многих неприятностей.

3
Установка микросхем на свои места

При профилактическом обслуживании очень важно устранить последствия термических смещений микросхем.

4
Чистка контактов разъемов

Протирать контакты разъемов нужно для того, чтобы соединения между узлами и компонентами системы были надежными.

5
Профилактическое обслуживание жестких дисков

Чтобы гарантировать сохранность данных и повысить эффективность работы жесткого диска, необходимо время от времени выполнять некоторые процедуры по его обслуживанию.

6
Дефрагментация файлов

По мере того как вы записываете файлы на жесткий диск и удаляете их, многие из них фрагментируются, т.е. разбиваются на множество разбросанных по всему диску частей.

Правила обслуживания ПК

При обслуживании ПК необходимо помнить следующие правила:

  • Не рекомендуется ставить компьютер на пол – лучше поместить его на специальную полку.
  • Во время чистки корпуса необходимо предварительно обесточить компьютер и отстыковать все соединительные кабели на его задней панели.
  • Нельзя чистить материнскую плату и какие-либо другие компоненты внутри компьютера мокрой или даже влажной тряпкой.
  • Накопившеюся пыль внутри системного блока вычищают кисточкой, выдувают феном, пылесосом или специальным баллоном со сжатым газом.
  • При чистке накопителя СD/DVD лучше использовать специальный диск для чистки лазера либо провести чистку лазера, используя специальный ватный валик.
  • Кнопки клавиатуры нужно либо протереть, либо вытащить их, помыть, просушить и вставить обратно.
  • Нельзя есть рядом с клавиатурой.
  • Лазерную или оптическую мышь нужно протереть.
  • Монитор протирается либо специальными салфетками, либо слегка влажной, а затем сухой тряпкой.
  • Монитор нужно чистить как только он загрязнится (примерно раз в неделю); мышь и клавиатуру – реже (примерно раз в 3 месяца); системный блок - раз в полгода.

Профилактическое обслуживание компонентов

Компонент
Выберите компонент для просмотра информации

Нажмите на кнопку выше, чтобы увидеть рекомендации по обслуживанию выбранного компонента.

График профилактического обслуживания

Компонент
Периодичность
Действия
Монитор
Еженедельно
Протирка экрана
Клавиатура
Раз в 3 месяца
Чистка от пыли и грязи
Мышь
Раз в 3 месяца
Чистка от пыли и грязи
Системный блок
Раз в 6 месяцев
Чистка от пыли
Жесткий диск
Раз в 3 месяца
Дефрагментация

Диагностические программы

Прогресс: 50%
Диагностические программы общего назначения

В настоящее время существует огромное количество программ, помогающих пользователю протестировать компьютер, а также получить, обобщить и проанализировать информацию о системе.

При схожих назначениях подобные утилиты зачастую довольно сильно различаются по своей реализации, удобству интерфейса, набору инструментов диагностики и функциональности в целом.

Среди подобных программ встречаются как узкоспециализированные, предназначенные для детального рассмотрения одной из подсистем компьютера, так и дающие возможность провести диагностику и тестирование системы в целом и всех ее подсистем в отдельности.

С помощью диагностических программ общего назначения можно сравнительно быстро провести полную диагностику ПК и выявить неисправный блок, чтобы затем провести более подробную его диагностику.

Наиболее популярные программы общего назначения:

  • AIDA64 (Lavalys Everest) - решение автоматизированного сетевого аудита и мониторинга для организаций любого масштаба.
  • SiSoft Sandra - позволяет получить подробную информацию об установленных компонентах ПК.
  • SIW (System Info for Windows) - аналогична программе AIDA64, но распространяется бесплатно.
Диагностические программы специального назначения

Многие типы диагностических программ специального назначения предназначены для определенных видов аппаратного обеспечения. Такие программы поставляются производителями вместе с устройствами.

CPU-Z

Небольшая программа CPU-Z сообщает следующие сведения об установленном в компьютере процессоре: название, изготовитель, напряжение питания ядра, сведения о кэше, наборы поддерживаемых инструкций и др.

Memtest86+

Для тестирования и поиска ошибок оперативной памяти разработана программа Memtest86+. Для работы этой программы необходимо создать загрузочную дискету и производить загрузку компьютера только с нее.

Victoria

Многофункциональный комплекс для тестирования, диагностики, ремонта и настройки параметров винчестера на низком уровне.

Nokia Monitor Test

Программа для диагностики мониторов, предназначенная для проверки геометрии, фокусировки, контрастности, цветности и прочих параметров монитора.

Бенчмаркинг и оверклокинг

Бенчмарк

Бенчмарк (от англ. benchmark) – тест производительности – контрольная вычислителная задача для определения сравнительных характеристик производительности компьютерной системы.

«Бенчмарки» используются для сравнения производительности компьютеров и часто служат критерием выбора электронных компонентов того или иного производителя.

Кроме того, успешное прохождение ряда «бенчмарков» является свидетельством стабильности системы в штатном и в «форсированном» режимах работы.

Бенчмаркинг – тестирование компьютерной системы при помощи тестов – «бенчмарков».

Оверклокинг

Оверклокинг (от англ. overclocking) – разгон – повышение быстродействия компонентов компьютера за счет их эксплуатации в «форсированных» (нештатных) режимах работы.

Например, путем «оверклокинга» можно «заставить» процессор работать на более высокой тактовой частоте по сравнению с номинальной.

Оверклокинг может привести к нестабильной работе системы и сокращению срока службы компонентов. Используйте с осторожностью!

Диагностические программы

Программа
Выберите программу для просмотра информации

Нажмите на кнопку выше, чтобы увидеть описание и возможности выбранной программы.

Симулятор бенчмарка

Тест производительности системы
Процессор:
0%
Память:
0%
Диск:
0%
Графика:
0%
Результат:
Запустите тест для получения результатов

Поиск и устранение неполадок

Прогресс: 75%
Типичные неисправности ПК

При эксплуатации компьютера могут возникать различные неисправности. Рассмотрим наиболее распространенные из них и методы их устранения.

Проблема
Возможные причины
Решение
Компьютер не включается
Проблемы с питанием, неисправность блока питания
Проверить подключение кабеля питания, проверить блок питания
Компьютер включается, но не загружается
Проблемы с жестким диском, ОЗУ, видеокартой
Проверить подключение устройств, запустить диагностику
Компьютер перезагружается
Перегрев, нестабильное питание, вирусы
Проверить температуру, очистить от пыли, проверить на вирусы
Компьютер работает медленно
Фрагментация диска, вирусы, недостаток ОЗУ
Дефрагментация, антивирусная проверка, увеличение ОЗУ
Шумы и странные звуки
Неисправность вентиляторов, жесткого диска
Замена вентиляторов, диагностика жесткого диска
Методика поиска неисправностей
1
Сбор информации

Соберите информацию о проблеме: когда она возникла, при каких обстоятельствах, какие изменения были внесены в систему перед появлением проблемы.

2
Визуальный осмотр

Проверьте все подключения, осмотрите компоненты на наличие видимых повреждений, проверьте вентиляторы и систему охлаждения.

3
Диагностика

Используйте диагностические программы для проверки работоспособности компонентов системы.

4
Изоляция проблемы

Отключите все ненужные устройства и компоненты, чтобы определить, какой из них вызывает проблему.

5
Решение проблемы

После определения источника проблемы примените соответствующее решение: замена компонента, обновление драйвера, настройка параметров и т.д.

6
Проверка

Убедитесь, что проблема решена, и система работает стабильно.

Инструменты для устранения неполадок
Аппаратные инструменты
  • Отвертки (крестовые и плоские)
  • Пинцет
  • Мультиметр
  • Антистатический браслет
  • Термопаста
Программные инструменты
  • Диагностические утилиты
  • Антивирусное ПО
  • Утилиты для работы с дисками
  • Мониторинг системы
  • Средства восстановления системы
Средства для чистки
  • Баллон со сжатым воздухом
  • Кисточки разных размеров
  • Изопропиловый спирт
  • Микрофибра
  • Специальные салфетки

Симулятор поиска неисправностей

Сценарий проблемы:

Компьютер включается, но не загружается операционная система. Слышны звуковые сигналы.

Выберите действие:
Результат:

Выберите действие для диагностики проблемы.

Советы по устранению неполадок

  • Перезагрузка - простейший способ решения многих проблем.
  • Безопасный режим - позволяет диагностировать проблемы с драйверами и ПО.
  • Обновление драйверов - часто решает проблемы с устройствами.
  • Проверка журналов событий - помогает выявить источник проблемы.
  • Восстановление системы - возврат к работоспособному состоянию.